«Священное знамение Воскресения»

Чрез все великопостное богослужение красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Особенно ярко эта мысль выступает в Неделю Крестопоклонную, в преполовение Четыредесятницы, которая «горькому источнику подобна есть… сокрушения ради, и сущия нам от поста горести и печали» (синаксарий Недели Крестопоклонной), когда даже в качестве ирмосов канона Триоди полагаются ирмосы пасхального канона «Воскресения день»*, когда Святая Церковь, дабы ободрить и утешить своих чад, ослабевших от подвига пощения, износит пред взорами их Честный Крест, то священное знамение Воскресения и победы, которое так часто видят они в дни Святой Пасхи в руках священнослужителя, приветствующего их вечно радостным: «Христос Воскресе!»

*Эти ирмосы, как ирмосы уже 3-го (после воскресного и Богородичного) канона, обычно опускаются. Но в некоторых местах они поются в качестве катавасии (не по уставу). Когда я учился в Шуйском Духовном училище, там обычно в Неделю Крестопоклонную после Литургии совершался молебен Кресту, на котором вместо обычных запевов пелись ирмосы этого канона. Помню, какое сильное впечатление производило это пение на всех, как воодушевляло оно нас, малышей, какой радостью наполняло! Этот день был какой-то особенный. Забывалась совершенно тяжесть поста. А пост тогда блюли куда строже, чем теперь.

 Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Настроение верующей души по Триоди Постной

Добавить комментарий